Удостоверение матери-одиночки

Матери, воспитывающие ребенка одни, часто сталкиваются с ситуациями, когда этот факт нужно подтвердить. «Удостоверение матери одиночки» — привычное многим официальное подтверждение такого статуса. Но дело в том, что зеленая книжечка с этим заголовком не выдается с 2006 года.

Документом, подтверждающим статус одинокой матери в настоящий момент является не удостоверение матери одиночки, а само свидетельство о рождении. Его вы и предоставляете при получении вышеназванных просьб. Однако и к свидетельству о рождении могут возникать вопросы. Однако спрашивать и даже настойчиво требовать его у родительниц продолжают.

Кто может оформить льготный статус одинокой матери?

В законодательстве РФ в 2021 году до сих пор не закреплено единого понимания статуса «мать-одиночка». Равнозначные по смыслу определения представлены в нормативных актах различных сфер. Поэтому список требований к претендующему на положение одинокого родителя, зависит от того, льготы в какой сфере планирует оформить мама.

Подробнее о том, кого по закону можно считать матерью-одиночкой, смотрите в этой статье.

Например, для получения послаблений в области трудовых отношений, гражданка должна соответствовать критериям, определенным в абзаце 2 п. 28 Постановления ВС РФ № 1 от 28.01.14 г.:

  • Исполнять функции родителя одна.
  • Осуществлять заботу о детях при отсутствии отца по причине его смерти, лишения прав на воспитание, недееспособности, проблем со здоровьем, пребывания в местах лишения свободы, уклонения от заботы о ребенке и финансовом содержании.

В трудовом законодательстве не указывается в качестве обязательного условие об отсутствии сведений о папе в акте рождения. Мужчина может быть установлен в качестве отца в законном порядке, но при этом избегать выполнения обязательств или не иметь для этого возможностей.

Светлана Анохина

Семейный юрист, эксперт сайта

Для получения налоговых льгот, женщинам необходимо отвечать критериям, проясненным Письмом Минфина № 03-04-05/78050 от 30.10.2018 г. Предполагается, что одинокая мама приобретает свой статус (кроме отсутствия папы в документах о рождении) в силу гибели второго родителя, признания его умершим или отсутствующим без вести в судебном порядке. Развод и неисполнение обязанностей папой не являются основанием для получения льгот.

Социальные выплаты регулируются постановлениями региональных властей. Поэтому требования к материям-одиночкам могут несколько отличаться в зависимости от территории проживания. Обычно социальные органы руководствуются тем, что отец не должен быть указан в документах в принципе (либо вписан только со слов матери, но юридических прав не имеет).

Порядок внесения записей такого вида в документы о рождении предусмотрен ст. 17 Закона № 143-ФЗ от 22.10.97 г. и Семейным кодексом. В частности, папа не записывается, либо указывается со слов матери, но не обладает правами на ребенка, в следующих ситуациях:

  1. Брак родителей не оформлен, отсутствует заявление обоих или решение суда о подтверждении отцовства.
  2. Мама не замужем, имеется обращение об указании отца с ее слов (при этом инициативы папы по внесению информации о нем в документы о рождении не поступало).
  3. Брак расторгнут более чем за 300 дней до появления малыша на свет, иные кандидаты на определение себя в качестве родителя не существуют.
  4. Супруг погиб в аналогичные предыдущему пункту сроки.

Комплект документации, необходимый для получения справки

Справка о заключении брака из ЗАГСа

Для того, чтобы органы ЗАГС отнеслись к заявлению серьёзно, им необходимо предъявить исчерпывающий комплект документации, доказывающий её социальное положение в связи с отсутствием кормильца в семье, а именно:

  • Паспорт или любое другое действующее в РФ удостоверение личности.
  • Сертификат о появлении сына или дочери на свет.
  • Справку, подтверждающую состав семьи, выданную в ЖЭКе или МФЦ по предварительному запросу.
  • Для трудоустроенных граждан – дубликат трудовой книжки, а именно всех её заполненных страниц.
  • Информация из домовой книги, предоставляемая в управляющей компании или МФЦ.
  • Справка по форме 2-НДФЛ или иной документ, подтверждающий доходы граждан.

Медицинская помощь малышу

Важно! Все запрашиваемые документы должны быть подлинными и для удостоверения копий необходимо также предъявить в ЗАГС оригиналы перечисленных бумаг.

Кто не вправе оформить статус матери-одиночки в 2021 году?

Категории тех, кто не сможет приобрести статус одинокой мамы, а также соответствующие льготы и пособия, зависит от сферы действия законов (трудовые, налоговые или социальные). Самые строгие требования предъявляются в последнем случае.

Не смогут приобрести статус граждане в следующих случаях:

  • Брак зарегистрирован до рождения ребенка.
  • Появление малыша состоялось ранее 300 дней с момента развода.
  • Есть постановление суда об определении отцовства или совместное решение родителей об установлении этого факта.
  • Папа записан в документах ребенка, но не оказывает поддержки в воспитании.
  • Супруг погиб ранее 300 дней до появления ребенка.

Срок действия справки по форме 25

В жизни женщины может многое измениться с течением времени, а именно она может утратить свой статус матери-одиночки и обрести нового мужа, оформив с ним брачные отношения. Мужчина в свою очередь может зарегистрировать себя в качестве официального опекуна для ребёнка. Также случаются моменты, когда родной отец, ранее не принимавший никакого участия в воспитании общего ребёнка, рождённого вне брака, вдруг им заинтересовался и стал помогать в воспитании общего чада.

Одинокая мать

Справка о смене фамилии из ЗАГСа

Все эти факты, как правило, приводят к тому, что справка о рождении форма 25 становится для женщины неактуальной, и она не может больше претендовать на часть льгот от государства в связи с утратой своего статуса. Именно поэтому обретаемая справка о рождении по форме 25 имеет свой срок годности, и женщине необходимо один раз за определённый период подтверждать свой статус.

Важно! В связи с тем, что социальные пособия, выплачиваемые незащищённым слоям общества, как правило, относятся к региональным выплатам, для каждого из статусов действуют различные условия в зависимости от конкретного субъекта федерации. Это означает, что в разных областях и республиках срок активности документа, подтверждающего статус матери-одиночки, действует от 30 до 180 дней, после которого необходимо являться в ЗАГС и удостоверять право на льготы.

Порядок получения статуса матери одиночки

Чтобы воспользоваться льготами и пособиями, положенными матери-одиночке, необходимо получить соответствующий статус. Для этого потребуется обратиться в государственный орган социальной поддержки.

Куда обращаться

Для того чтобы получить статус одинокой мамы, необходимо обратиться по месту получения соответствующей льготы или пособия. Трудовые и налоговые послабления оформляют по месту работы единственного родителя. Иные виды пособий и льгот можно оформить, обратившись в органы соцзащиты. Посещение последней инстанции возможно:

  • лично;
  • через своего представителя (обязательно по доверенности);
  • посредством обращения в МФЦ или на сайте Gosuslugi.ru

Какие документы нужны для оформления

Список необходимых бумаг может немного изменяться в зависимости от требований региональных органов соцзащиты. Чаще всего при обращении потребуются следующие документы:

  1. Свидетельство о появлении ребенка на свет (решение об усыновлении).
  2. Паспорт матери.
  3. Справка по форме №2 (ранее известная под №25).
  4. Выписка, подтверждающая факт совместного проживания.
  5. Свидетельство о расторжении брака или смерти второго родителя до рождения малыша.
  6. Заявление.
  7. Копия трудовой книги.
  8. Справки
  • о доходах;
  • условиях проживания;
  • отсутствии долга по коммунальным платежам (в некоторых случаях).

Получение справки по форме № 25

Иногда возникают ситуации, когда сведения об отце ребенка вносились в акт рождения со слов матери, и он не претендует на установление своего юридического статуса в отношении ребенка. В этом случае женщина вправе получить справку о том, что является единственным родителем, и данные о папе вносились с ее слов.

Ранее этот документ был известен под названием «форма № 25», порядок выдачи и вид регламентировались Приказом Минюста № 144 от 10.08.17 г.

В настоящее время нормативный документ отменен, и данный вариант справки не действует.

На замену пришел Приказ Минюста № 200 от 01.10.18 г. и «форма №2». Справка выдается по заявлению родителя (или его представителя) при обращении:

  • В орган ЗАГС по месту проживания матери, либо территории рождения (для иногородних возможен только второй вариант).
  • В МФЦ.
  • Через сайт Госуслуги.

Оформляется документ одновременно с выдачей свидетельства о рождении. Ребенку при этом присваивается фамилия матери, а отчество дается, исходя из ее пожеланий.

Подать заявление необходимо в срок до 1 мес. с даты появления ребенка на свет (п. 6 ст.16 Закона № 143-ФЗ от 22.10.97 г.)

Для получения потребуется предоставить следующие бумаги:

  1. Паспорт матери.
  2. Заявление по установленной форме.
  3. Документ из медицинского учреждения, подтверждающий факт рождения малыша (либо решение суда, заявление свидетеля и т.п., доказывающие это событие).
  4. Свидетельство о расторжении брака, если женщина состояла в нем.
  5. Акт, подтверждающий смерть супруга (при наличии события).
  6. Заявление мамы о внесении сведений об отце.

Форма 25 из ЗАГСа – что это

Справка из ЗАГСа по форме 25 о рождении выдаётся матери, растящей ребёнка в одиночестве, без помощи отца для подтверждения статуса социально незащищённой единицы. Таким образом вопрос получения данного документа регулируется целым перечнем законотворческих документов, каждый из которых определяет свой перечень льгот для гражданина, в частности:

  • СК РФ, 1 глава в части определения состава семьи и оснований для выдачи документа.
  • Статьи 81, 261, 269, 336 ТК РФ, регламентирующие получение специальных пособий по рождению и уходу за ребёнком, перечисляемых работодателю из фонда ФСС.
  • Статья 218 НК РФ в части обеспечения налоговых вычетов от ранее перечисленных сумм, если мать является официально трудоустроенным гражданином. Так, мать может получить компенсацию от ФНС, если ребёнок проходит лечение в больнице или получает образование на платной основе.
  • ФЗ № 178, № 255, определяющие размер пособий, скидок и прочих льгот для данной категории граждан, воспитывающих детей и устраивающих их в государственные образовательные учреждения.

Справка по форме Ф25

Важно! Подтвердить статус матери-одиночки для женщины и выдать ей соответствующий документ, подтверждающий её статус, может ЗАГС при наличии у неё документальной доказательной базы.

Заявление для получения справки в ЗАГСе

Справка о беременности для ЗАГСа

Справка Ф25 – что это, где взять и как её оформить? Для того, чтобы получить необходимый документ о рождении, женщина обязана написать заявление установленной формы, образец которого доступен по ссылке. Данный документ составляется лично заявителем и содержит следующие обязательные данные:

  • Наименование департамента ЗАГС, куда подаёт документы гражданка.
  • Сведения о заявительнице из её удостоверения личности, включая адрес фактического проживания и контактные данные.
  • Наименование бумаги.
  • Основная часть – основания и обстоятельства, при которых возможно присвоение статуса женщине, а также формулирование самой просьбы о выдаче документа.
  • Реестр сопроводительной документации, прикладываемой к письму.
  • Число и подпись заявительницы.


Льготы в ДОУ

Важно! Для того, чтобы госорган рассмотрел заявление от женщины, претендующей на статус матери-одиночки и вытекающие из него льготы, она должна предъявить копии всех документов, которые она сама прописала в реестре.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]