Сроки служебного расследования
Сроки проведения служебного расследования по Трудовому кодексу (статья 193 ТК РФ) не должен превышать 1 месяц с обнаружения события, которое послужило его причиной. Обычно срок прописывается в самом приказе. Следует учесть, что существует срок давности привлечения работника к ответственности, в который не входит:
- время болезни работника;
- время пребывания работника в отпуске;
- время, необходимое на учет мнения профсоюза или иного представительного органа работников.
По совокупности привлечь виновного к дисциплинарной ответственности можно не позднее чем через шесть месяцев (а по делам, связанным с коррупционными проявлениями, — три года). По истечении этого срока привлечь к ответственности уже не получится. По результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки такой срок составляет не более двух лет со дня совершения или обнаружения проступка. В эти сроки не входит период производства по уголовному делу (если оно было открыто).
Образец акта служебного расследования на предприятии
Образец запроса объяснений
Что включает в себя служебный Акт
В нашем примере используется утвержденная форма акта об уничтожении. Тем не менее на ее основе и знании изложенных ниже нюансов Вы сможете подготовить любой служебный документ для фиксации событий или действий.
Служебный акт может составляться на официальном бланке организации. Может составляться на простом листе формата А 4, но содержать графу: утверждаю, согласовано (подписывается руководителем). Некоторые виды актов (по финансовым вопросам) приобретают юридическую силу только после заверения грифа «утверждаю» печатью.
К обязательным реквизитам служебного акта, помимо указания на организацию, относятся:
- название документа (Акт), номер (при наличии) и дата
- место составления
- основание (проверка, факт, событие, указание начальника, ссылка на норму закона)
- суть установленных фактов, результаты и выводы, предложения
- подписи сторон (председатель и члены комиссии или сотрудники организации, присутствующие при составлении документа).
Когда кто-то из обязательных членов комиссии при составлении служебного акта не согласен с какими-то выводами, он вправе приобщить к документу в качестве приложения особое мнение в письменном виде.
Количество экземпляров (когда оно не утверждено законом) определяется практической необходимостью. Обратите внимание, что служебный акт, как правило, отдельно не хранится, а приобщается к материалам того дела, с которым связан зафиксированный факт.
В каком порядке проводят расследование?
Первый этап – выявление самого проступка, нарушающего закон. День выявления приравнивают к моменту, когда должностное лицо узнало о преступлении. Обычно в роли этого лица выступают непосредственные начальники.
Расследование предполагает прохождение следующих этапов:
Издание приказа, согласно которому формируют комиссию.
Минимально необходимое количество членов – 3 человека. Это касается случаев с материальным ущербом. В других ситуациях вопрос регулируется работодателем при издании различных нормативных актов. Комиссия должна включать непосредственного начальника гражданина и работника, который выносит окончательное решение.
Комиссия отвечает за решение нескольких задач:
- Определение мер профилактики, чтобы в дальнейшем защититься от подобных нарушений.
- Привлечение к ответственности лица, признанного виновным.
- Выявление причин, которые привели к правонарушению.
- Указание на стоимость вреда, конкретный размер.
- Установление, в чём суть нарушения.
- Определение конкретного лица, совершившего проступок.
Регрессная процедура привлечения к материальной ответственности (на примере медицинских работников)
В связи с решением N -ского суда от 20.11.2021 № 12-2021, которым постановлено взыскать с УЗ «Н» в пользу гражданки Ивановой И.И. 10 000 000 руб. в счет денежной компенсации морального вреда и 500 000 руб. – в счет судебных расходов, комиссия в составе:
Это интересно: Внешние стены нежилого помещения являются ли общим имуществом
● постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26 марта 2021 г. № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей» (в ред. от 22 декабря 2021 г.; далее – Постановление Пленума ВС о материальной ответственности);
Содержание акта
Мнение эксперта
Михайлов Владислав Иванович
Юрист с 6-летним стажем. Специализируется в области семейного права. Знает о законе все.
Акт, как результат работы комиссии по служебному расследованию, должен давать четкий и недвусмысленный ответ на следующие вопросы (в зависимости от причин назначения служебного расследования):
- когда и при каких обстоятельствах имело место событие;
- каковы последствия этого события;
- чья вина в наступлении негативных последствий события;
- какова сумма ущерба, причиненного предприятию имевшим место событием;
- имело ли место нарушение трудовой дисциплины, а если имело, не объяснялось ли оно уважительными причинами.
В соответствии с ответами на поставленные вопросы в акте должен содержаться вывод комиссии относительно обстоятельств расследуемого события. Вполне допустимо включение в акт рекомендаций относительно привлечения или непривлечения работника к ответственности.
Составные части документа
Формулировки в теле документа будут зависеть от специфики сферы работы предприятия, а также от вида нарушения. В любом случае заполняющему акт необходимо придерживаться делового тона, не быть голословным. Для того чтобы бумага имела вес, в ней должны приводиться точные и достоверные данные.
Начинается акт стандартно: с указания реквизитов предприятия. Обычно его печатают на бланке организации. В середине находится наименование документа, ниже – город и дата составления.
Основная часть приложенного примера заполнения акта содержит:
- Основание. В этой графе должна приводиться ссылка на приказ о формировании комиссии.
- Перечисление должностей и ФИО председателя и членов комиссии в графах «составлен комиссией».
- Дату, когда началось описываемое действие (нарушение).
- В чем состоит суть предъявляемых претензий.
- Какие действия были приняты обвиняемым.
- Кто еще мог принимать участие в описываемых действиях.
- Выводы комиссии. Чаще всего они формулируются как виновность конкретного лица в прогуле, растрате или ином проступке. При этом меры наказания в акте не перечисляются. Принятие такого рода решения – за руководителем организации. В особо сложных ситуациях все бумаги передаются в судебные инстанции.
Принципиально важным и обязательным моментом в акте является наличие приложений. Именно на эту документацию ссылается в тексте акта комиссия. Копии документов должны прикладываться к нему и служить той базой, на которой комиссия сформировала выводы.
В конце акта подписываются все члены комиссии, а также сотрудник, в отношении которого проводилось расследование. Последний имеет право быть ознакомленным со всей прилагаемой и относящейся к делу документацией.
Страна Советов
Помимо коллегиального органа, сформированного специальным распоряжением, к участию в служебном расследовании могут привлекаться иные специалисты. Присутствие экспертов обозначается в акте дополнительной отметкой, а результаты исследований прилагаются. Отдельные мнения участников служебного расследования также важны, они вносятся в конце текста. Тщательное исследование фактов позволит максимально близко приблизиться к произошедшему событию, установить причины, виновность лиц. Пример акта служебного расследования можно скачать бесплатно по ссылке. 1. Поводом для назначения разбирательства могут служить сообщения граждан, коммерческих организаций, контролирующих и правоохранительных органов о фактах, свидетельствующих об утечке защищаемой информации Компании. Так, таможенные органы могут сообщить о попытке незаконного (недекларированного) вывоза за рубеж документа (или иного носителя) при обстоятельствах, свидетельствующих об их выходе из законного владения (например, нахождение документа (или иного носителя) без отражения в Таможенной декларации и других необходимых правовых оснований в багаже лица, отбывающего за рубеж).
Шаг 3. Сбор информации и доказательств
Порядок проведения служебного расследования в трудовом законодательстве прямо не определен, поэтому в каждой организации его нужно регламентировать правилами внутреннего распорядка и внутренними нормативными актами (приказами, инструкциями, положениями). То есть комиссия может получить право опрашивать сотрудников и изучать любые документы учета, если так решит руководство предприятия.
Хотя такое мероприятие и является сугубо внутренним делом каждой организации и принимать участие в нем могут исключительно ее работники и руководство, к нему в помощь можно привлекать сторонних специалистов, если это необходимо для выяснения фактов, связанных и с происшествием. Например, для определения степени опьянения и тяжести ошибки, допущенной работником при проведении исчислений по смете.
- аудиторы;
- оценщики;
- медицинские работники;
- инженеры;
- юристы;
- другие специалисты.
Кроме того, в рамках расследования можно направлять запросы в государственные органы и сторонние организации. Они обязаны предоставить необходимую информацию, если она не является тайной. Все собранные материалы должны быть приобщены к делу в качестве доказательств так же, как и акты, справки и докладные записки, которые составляют члены комиссии в ходе расследования.
О спорах по итогам расследований
Привлечение сотрудников к ответственности по результатам мероприятия – право руководителя, а не его обязанность. Потому нужно с самого начала решить, стоит ли организовать судебное расследование. В некоторых случаях помогают справиться различные меры психологического воздействия.
Меры дисциплинарного воздействия считаются законными при соблюдении таких условий:
- Соразмерность тяжести проступка.
- Все процедуры проводятся без нарушений трудового законодательства. Недопустимо менять и время, отведенное на решение вопросов.
- Применение только со стороны лиц, официально наделенных соответствующими полномочиями.
- В суде решение будет отменено, если хотя бы одно из условий нарушено.
- Информация из технических средств системы охраны
- Охрана, управление доступом на предприятии обеспечиваются большим количеством технических средств. Это касается видеокамер, установленных практически по всей территории.
- Именно этими устройствами ведётся запись. Хранится информация при помощи специальных видеорегистраторов. Главное – чтобы аппаратуру размещали внутри помещений, в которые не могут проникнуть посторонние лица. Внутренние нормативы предприятия определяют конкретные сроки, на протяжении которых информация сохраняется. Обычно этот период составляет до 30–45 календарных дней.
При инициировании служебных расследований отдельные виды данных рекомендуется переносить на другие носители информации, с которыми проще всего работать. Чем больше задержки во время таких операций – тем больше вероятность того, что записи из архива удалят.
Вход на сайт
Вы как юрист в приказе изложите порядок действий: — пусть коммендан перечислит работ, на которые израсходовал материалы, при этом напротив каждой работы укажет,какие материалы на нее израсходовал. — если есть сметчик, пусть этот текст облачит в форму акта сдачи-приемки работ и в форму отчета о расходе материалов, и сопоставит со сметными нормами (подпишет «проверил Иванов») — начальник подпишет акт сдачи-приемки, утвердит отчет (наложит резолюцию «бухгалтер, все списать, кроме опалубки» например).
это привлечь к дисциплинарной ответственности коменданта и лишить его каких либо премий надбавок и т.п., но в этом случае вину работника нужно доказать, смотрите должностную инструкцию, объяснительную, поднимайте приказы о назначении ответственных лиц (при наличии), одним словом ищите зацепку которая позволила бы определить что обязанность по сдаче актов и ведению учета ТМЦ возложена на коменданта..далее акт комиссии и на основании акта, служебной записки, объяснительной — приказ. да и еще, смотрите сроки (ст. 200 ТК РБ, ст. 408 ТК РБ)